DataLife Engine > Политика > Дружественное окружение. Чьи интересы преследуют страны-соседи России?

Дружественное окружение. Чьи интересы преследуют страны-соседи России?

Меняющиеся границы

На картах Европы столетней давности есть очертания государственных образований, которые сегодня показались бы странными. ЗСФСР (Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика), ДКСР (Донецко-Криворожская советская республика), Бессарабская ССР, Хорезмская Народная Советская Республика и другие. Некоторые из этих республик изначальной входили в состав РСФСР.

Крымский прецедент 2014 года показывает, что границы близ России могут изменять свои очертания и в наше время. Нарастающий экономический кризис, дробление мира на регионы, обострение застарелых межнациональных конфликтов запустят межгосударственные процессы, результатом которых через 15-20 лет будет появление новых границ на политической карте мира.

Диаспоры «советского прошлого»

Экономическая и политическая стабильность в странах, образовавшихся в 90-е годы на месте республик СССР, во многом обуславливает внутриполитическую устойчивость в самой России. Многочисленные национальные диаспоры когда-то единого советского народа проживают на территории РФ. По некоторым оценкам их численность достигает 5 млн человек. Потому российские политические круги всегда заинтересованы в том или ином контроле развития политических процессов в государствах на периферии.

Трудовая миграция, как основной источник пополнения иностранных диаспор в РФ, в ее нынешнем виде оказывает на жизнь общества самое непосредственное влияние. Подтверждение этого — факт снижения числа уличных преступлений после массового оттока мигрантов в период пандемии, отраженный в статистике МВД РФ. Рост националистических настроений в российском обществе часто обусловлен небрежным отношением властей к интересам рядовых граждан при выстраивании миграционной политики.

Политический курс государственных институтов не всегда соответствуют интересам общества. От того, насколько государство отдалено от общества зависит стабильность ситуации в стране. Разнонаправленность интересов правительства и большинства гражданского общества приводит к обострению конфликтов как внутри страны, так и на ее границах.

В странах бывшего СССР многие причины возникающих конфликтов государства и общества, были заложены в 80-90-е годы прошлого века. С обретением независимости местные политические элиты попали под влияние европейских, американских, турецких и китайских заинтересованных структур. Межэтнические столкновения 90-х годов, после затишья начала нулевых, сменились отрежиссированными межэлитными конфликтами с применением технологий «цветных революций». Преследуя свои цели, сегодняшние элиты не прикрываются строго национальными интересами. В ход идут антикоррупционные лозунги, призывы к «демократическим свободам». Некоторые политологи видят в событиях, случившихся в странах на периферии России в 2020 году, начало столкновений интересов крупных геополитических игроков: России, ЕС и Турции.

Немецкий привкус молдавской кухни

Молдавские элиты уверенно следуют в русле прорумынских интересов. На выборах 2020 года в Молдавии победил прорумынский кандидат в президенты Майя Санду. Новый президент Республики Молдова (РМ) имеет румынское гражданство и представляет политические, экономические и культурные интересы Румынии. Президент Румынии — Клаус Йоханнис (Klaus Werner Johannis) — является румыном немецкого происхождения, занимает должность второй срок подряд с 2014 года.

Традиция немецкого протектората над Румынией соблюдается с XIX века. Накануне Первой мировой войны Германия особенно интенсивно развивала экономические отношения с Балканами. Планы Германии по строительству межконтинентальной железной дороги «Багдад — Берлин», укреплявшей связь немецких компаний с зонами влияния на Ближнем Востоке, натолкнулись на интересы национальных правительств балканских государств, через которые пролегала планируемая трасса. Умелое сталкивание национальных интересов соседей привело к серии Балканских войн 1912-1913 гг., по итогам которых Германия закрепила свое влияние на Балканском полуострове.

Рост румынского влияния на политику и культуру Молдавии последние 30 лет указывает на последовательное расширение Германией своего влияния в черноморском регионе Европы. Выбранный в 2020 году прорумынский молдавский президент Майя Санду откроет для немецких политиков новые перспективы к укреплению политического и экономического авторитета Германии в Причерноморье.

История российских культурных и политических связей в регионе Северного Причерноморья гораздо древнее тех, что выстраивает Германия. Когда-то эффективность воздействия России на элиты местных государственных образований была высока. Пример тому — советский период истории Бессарабии и Молдавии. Но крах СССР вытеснил пророссийские интересы из планов молдавских элит.

Бывший президент РМ Игорь Додон открыто заявлял, что не является «пророссийским» политиком, называя себя «промолдавским». Между тем, он долгое время находил выгодные решения для молдавского бизнеса, строя конструктивные отношения с Россией. Лоббирование Додоном интересов молдавского агрокомплекса значительно укрепило связи российских предпринимателей с молдавскими производителями сельхозпродукции.

В то же время политические интересы России далеко не всегда сопровождаются обязательным лоббированием экономических интересов, как это делается большинством политических элит. В той же Молдавии «пророссийский» мэр Кишинева закупает партию троллейбусов, большей частью восстановленных, в Риге, не у российских производителей. Предложения российских производителей не рассматривались мэром Кишинева Ионом Чебаном по причине отсутствия таковых. В то время как кредитные соглашения между молдавским и российским правительствами были подписаны в 2020 году на сумму 200 млн евро.

От нового проевропейского президента РМ — Майи Санду — сразу после выборов последовали заявления о планах по ослаблению российского влияния: вывод миротворцев из Приднестровья, пересмотр «газовых» контрактов и т.п. Ответные действия молдавского парламента — возврат русскому языку статуса языка межнационального общения. Борьба продолжилась 23 декабря 2020 года заявлением об отставке правительства Молдавии с последующими досрочными парламентскими выборами. Проевропейские элиты Молдавии намерены продолжить наступление на российское влияние через выборы «проевропейского» парламента.

Между тем Россия является гарантом мира в Приднестровской Молдавской Республике, настоящем «осколке СССР». Республика вышла из состава Молдавской ССР еще в 1990 году, до распада СССР. Руководство республики было готово заключить отдельный союзный договор на членство в составе СССР, однако Советского Союза вскоре не стало.

Спустя годы новый экономический уклад сформировал на территории Приднестровской республики, с населением менее полумиллиона человек, олигархическую структуру, получившую и политическую власть. Бизнес-элиты Приднестровья, Молдавии и Одесской области Украины сегодня настолько переплетены, что говорить о военном противостоянии Молдавии и Приднестровской республики принято только на уровне СМИ.

В то же время, правительство Молдавии сегодня категорически отказывается оплачивать РФ долг за газ, поставляемый в республику. Аргументируется это тем, что часть газа потреблялась Приднестровской республикой, которая и должна выплатить задолженность. Впрочем, эксперты считают, что молдавский бизнес под видом поставок газа в Приднестровье занимался реэкспортом газа, как на Украину, так и в ЕС. Тесная взаимосвязь бизнес-структур Молдавии, Приднестровья и Украины не способствует развитию конфликтов. Российский бизнес также представлен в Приднестровье крупным игроком — холдингом «Интер РАО», которому принадлежит Молдавская ГРЭС в Днестровске, поставляющая электроэнергию в Молдавию, Румынию, Одесскую область Украины. Россия обладает многими экономическими рычагами продвижения своих интересов в Молдавии, следует только использовать их столь же эффективно, как это делает ЕС.

Впрочем, бизнес иного рода показывает свою высочайшую эффективность и не знает границ. Примером тому служит, так называемый «молдавский ландромат» («российский ладромат в Молдавии»), крупнейшая схема по отмыванию денег, зафиксированная в странах СНГ. На протяжении десятилетий отточенные механизмы перекачивания «грязных» денег служили доказательством заинтересованности бизнеса ЕС в финансовом «обескровливании» России любыми способами. Суть схемы сводилась к беспошлинному выводу средств российскими компаниями по частным судебным решениям, принятым в Молдавии, а оттуда в страны ЕС. Возможность возникла, когда странами ЕАЭС были приняты соглашения об особом отношении к судебным постановлениям по делам компаний из стран участников экономического союза. Сегодня невозможно точно подсчитать убытки российского государства от функционирования таких криминальных схем, но по некоторым расчетам из РФ «ушли» сотни миллиардов долларов. В ЕС особой заинтересованности в расследовании не проявили, как только всплыли подробности, касающиеся влиятельных бизнес-структур европейских стран.

Азербайджанский турецкий гамбит

Турция с 90-х годов «мягкой силой» уверенно ослабляла действие советского прошлого в Азербайджанской Республике и к концу нулевых годов уже открыто проводила политику переориентации элит своего северного соседа на следование турецким интересам. Азербайджан не скрывает турецкого влияния на свой внешнеполитический курс в вопросах Нагорного Карабаха.

Армяно-азербайджанский конфликт 2020 года в Нагорном Карабахе показал, что сценарий для урегулирования противостояния двух стран, предложенный Россией более 10 лет назад, являлся изначально единственно правильным. Так называемая «казанская формула» предусматривала те же соглашения в рамках Минской группы ОБСЕ, которые были достигнуты в ноябре 2020 года, только с более выгодными для Армении территориальными границами. Город Шуша остался бы в Нагорно-Карабахской республике, лачинский коридор был бы шире.

Однако в 2010 году национальные лидеры Армении отвергли предлагаемые соглашения. Армянская диаспора в России, представленная значительным лобби в медиасфере, также не стала подключаться к общественно-политической работе по разъяснению позиции России в вопросах урегулирования нагорно-карабахского противостояния.

Между тем «военные» настроения в Азербайджане росли, подогреваемые пропагандой, страна при помощи Турции вооружалась и вступала в тесный альянс с ее вооруженными силами. Стрельба в приграничной зоне стала обычным делом.

В Армении, даже после государственного переворота 2018 года, объективности в оценках перспектив предполагаемого противостояния не прибавилось. Роль армянских медиа оказалась деструктивной, как и десять лет назад: в ходе и по итогам военного конфликта конца 2020 года «поиск виноватого» намеренно смещался в сторону от действующего армянского руководства.

Эксперты полагают, что если бы в армяно-азербайджанский конфликт в 2020 году вмешались государства, не являющиеся представителями региона, то военные действия приняли бы широкий масштаб с вовлечением больших сил с обеих сторон. Участие Франции и США с их большими армянскими диаспорами, в урегулировании карабахского конфликта только усугубило бы ситуацию, сделав сегодняшнее прозападное руководство Армении несговорчивым.

Россия взяла на себя удержание контроля над мирными процессами в Нагорном Карабахе. Эксперты считают, что сейчас для РФ важно учесть экономические выгоды от посреднического положения. По итогам второй Карабахской войны, Азербайджан нуждается в хорошей трассе для связи с Нахичеванской областью, воссоединение с которой произошло после передачи Азербайджану ряда районов Нагорно-Карабахской республики. Между тем строительство не может быть доверено ни одной из сторон конфликта из-за взаимного недоверия. Главным подрядчиком может выступить российский бизнес, выстроив трассу современного типа.

Стратегия вмешательства

Опыт показал, что вмешательство Франции, США и Германии в межгосударственные противостояния на постсоветском пространстве влечет за собой усугубление кризисного процесса и приводит к тупиковым политическим ситуациям.

Активное участие западных посредников в разрешении конфликта на Украине в 2014 году обрушило перспективы нормализации российско-украинских отношений. Если бы возникшие проблемы решались только странами-соседями, то горячая фаза возникшего конфликта быстро бы сошла на нет. После чего были бы достигнуты компромиссные соглашения.

Однако политика вмешательства США в политические процессы стран на периферии России не предусматривает реализацию сценариев мирного сосуществования государств. При участии США большая часть конфликтов принимает длительный характер или масштабное противостояние. Навязывание национальным элитам «русофобской повестки» приводит к вовлечению гражданского общества в военные конфликты. Так было во время Грузино-Осетинской войны и таким остается положение на Донбассе.

Порочная тактика невмешательства

В 2014 году конфронтация России и Украины в политическом и культурном поле, развивающаяся с 90-х годов, перешла в горячую фазу на Донбассе.

Растущая русофобия в странах на границах РФ и экономические потери от действия местных элит показали отсутствие у российской власти внятной стратегии вовлечения стран периферии в безопасные межгосударственные отношения. Экономические связи были отданы на откуп бизнес-структурам не заинтересованным в продвижении российских государственных интересов на Украине.

Часть экспертного сообщества считает, что после госпереворота 2014 года украинский олигархат был открыт для предложений со стороны российского бизнеса. Но вместо предложений от России последовали уверенные действия со стороны США. Почему российский бизнес, тесно вплетенный в экономику Украины до 2014 года, не стал выходить с предложениями, к группе «Приват», например, — вопрос без ответа. Часть экспертов полагает, что российский бизнес трезво оценил «санкционные» угрозы США, поскольку, в отличие от американцев, российское государство в поддержке своему бизнесу на Украине отказало.

Проблема отсутствия должного объема экономической составляющей в российской внешней политике обостряется в период текущего экономического кризиса. Политологи и экономисты объясняют это тем, что сформировавшиеся за последние три десятилетия национальные элиты периферийных государств бывшего Советского Союза и без того тесно связаны с российским бизнесом. Только бизнес этот остается «нейтральным» к продвижению российского влияния, опасаясь при столкновении с интересами конкурентов «на чужом поле» потерять позиции на рынках, достигнутые без помощи собственного государства. Лоббизм западного бизнеса работает настолько эффективно, что любая европейская или американская компания при отстаивании своих интересов в чужой стране всегда получит должную поддержку политических сил. Российский же бизнес может рассчитывать только сам на себя, так как поддержка государственных структур «стоит» слишком дорого.

Одновременное воздействие сразу нескольких центров влияния на экономические элиты периферийных стран оказывается особенно деструктивным в период экономического кризиса 2020 года. Часть элиты заинтересована в продвижении российских интересов, а другая часть поддерживается бизнесом, собственники которого находятся в США или ЕС.

Отсутствие главного направления выстраивания экономических связей приводит к раздроблению клановых интересов. Яркий пример этому — Киргизия. Полукриминальные экономические структуры в условиях неустойчивости приоритетов национальной политики выросли до «государственных» размеров и определяют политику целого государства, хоть и небольшого.

Клановые конфликты в духе «криминальных разборок» 90-х годов носят в Киргизии общегосударственный масштаб. И единственный путь к прекращению регулярных переворотов в стране — волевое решение по выбору главного внешнеэкономического партнера. России необходимо активно продвигать свои интересы в Киргизии путем предложения соответствующих экономических преференций компаниям, сотрудничающим с российским бизнесом.

И речь не идет о кредитовании, поскольку межгосударственные кредиты становятся предметом торга, но не поводом для сотрудничества. Пример Украины, отказавшейся возвращать долги, один из самых показательных.

Контрпродуктивные действия элит в странах на российской периферии отражают их уровень развития. Та же Украина является образцом бесперспективного сотрудничества в стиле «дружба в обмен на нефть». От элит Украины Россия долгое время в обмен на реальные скидки и отсрочки получала заверения в приверженности интересам «русского мира». Обществу доставалась роль доброго народа-соседа. С годами стремление придать большей части российских кредитов, как товарных, так и материальных, статус «невозвратных» заставило украинские элиты пойти «войной» на все российское в собственной стране и вовлечь украинский народ в русло возрастающей русофобии.

Если бы российское государство поддерживало российский бизнес безоговорочно, жестко пресекая попытки нарушения договоренностей, то объемы «безнадежных» долговых обязательств были бы несоизмеримо меньше. Государства не воюют из-за небольших долгов. Однако интересы некоторых чиновников, как показало время, совпадают с интересами конкурентов российского влияния в странах, тесно граничащих с Россией.




Вернуться назад