Малоизвестные факты о Театре Сатиры: поставил рекорд запрещенных спектаклей

Кoлыбeль юмoрa

Мoскoвский тeaтр сaтиры зaрoдился в знaмeнитoм «Дoмe Нирнзee» (Бoльшoй Гнeздникoвский пeрeулoк, 10) 1 oктября 1924 г., тoчнee, в eгo пoдвaльнoм этaжe. Дo этoгo стeны пeрвoгo стoличнoгo нeбoскрeбa нaпитaли aктeрствoм пoсeтитeли лeгeндaрнoгo кaбaрe «Лeтучaя мышь», a пoтoм «Кривoгo Джимми». Дaжe ГИТИС, oдин изо стaрeйшиx тeaтрaльныx вузoв Мoсквы, нa дoлгиe гoды прeврaтил пoдвaл в свoй учeбный тeaтр.

фoтo: ru.wikipedia.org

«У нас нет времени врачевать, мы только обнаруживаем симптомы болезни»

Так Давид Гутман, один из создателей Театра, определил задачу молоденьких сатириков. Тогда же возник и особый жанр — обозрение. Это цепочка эпизодов, прерываемая плясками, интермедиями, куплетами на драматургической канве. Пусть они не поднимали больших политических вопросов, но даже если в миниатюрном масштабе были злободневны и привлекательны своей новизной.

Война войной, а спектакли по мнению расписанию

С самого начала Великой Отечественной театр стал «мобилизованным и призванным». 23 июня 1941 г. Встреча ЦК профсоюзов работников принял обращение «Ко всем творческим работникам» и отправил артистов в работа частей армии и военно-морского флота. В первые месяцы войны часть актеров Сатиры, между которых Валентина Токарская, Рафаил Хододов, Рафаил Корф, Яков Рудин, поехала с бригадой московских актеров №13 в 16-ю армию Рокоссовского. Выступали в лесу, бери импровизированных сценах. Когда бригада попала в окружение, Корф и Рудин погибли. Токарская и Холодов продолжительно скитались по лесам, но были вынуждены регистрироваться на оккупированной территории, дабы создать новую концертную бригаду. Отступающие немцы увезли актеров с собой в Германию, идеже они выступали перед русскими военнопленными.

Один дом хорошо, а шесть — лучше

За свою многовековую историю Театр сатиры переезжал 6 раз. Зародился в подвале Дома Нирнзее, затем открыл личный 1-й филиал на Спартаковской улице, в помещении крошечного театрика, ранее названного «Скворечник». В 30-е годы арена расстался с подвальчиком в Б.Гнездниковском и переехал на Садово-Триумфальную. Там прошел еще десяток парение, пока сатирики не перебрались в театр на Малой Бронной. В 1963 году коллектив покинула и его и временно разместилась в помещении, где сегодня находится театр «Ромэн». А поуже в 1964 году окончательно обосновалась в соседнем от Концертного зала Чайковского здании.

«Цирк уехал, но клоуны остались»

В 1911 году в знаменитом здании возьми нынешней площади Маяковского располагался цирк братьев Никитиных. Потом, когда его прикрыли из-за нехватки еды для питомцев, сюда въехал Московский мюзик-вестибюль, потом Театр оперетты. В 1964 году здание отреставрировали и отдали Сатире, а единственное «наследство» цирка верх сохранился до нынешнего дня.

Привлекательная запрещенка

Долгие годы Театр сатиры считался рекордсменом точно по запрещенным спектаклям. Конная милиция не раз «охраняла» вход в театр. Впервые сие произошло в 1936 г., после первого просмотра комедии М.Булгакова «Иван Васильевич». Запрещали спектакли самого Плучека, «Доходное место» Проба Захарова, «Недоросля», поставленного А.А.Ширвиндтом. Это вызывало ажиотаж вокруг театра, и в середине 70-х Насмешка стала самым труднодоступным в Москве.

Предвестник рока

Задолго до трагической истории в Риге Андрейка Миронов играл в Театре сатиры спектакль «Проделки Скапена». Он так разогнался, что-что пролетел через всю сцену и рухнул в оркестр. Причем попал ногой в большой чанго и пробил его. За кулисами замерли и приготовились звонить в «скорую». Однако музыканты подняли темпераментного актера на сцену целым и невредимым, правда, в абсолютно драных чулках. Миронова встретили громом аплодисментов. Блаженный и слегка помятый, он не знал, что в 1987-м в Театре оперы и балета сыграет личный последний в жизни спектакль — «Женитьбу Фигаро».

Незаменимые есть

В 1987 г. ушли из жизни Толяна Папанов и Андрей Миронов. Из репертуара пришлось убрать тринадцать спектаклей.

Полувековой Карлсон

Лицедейство «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» может по праву занимать одну с верхних строчек в списке постановок-долгожителей. Спартак Мишулин поставил его еще в 1968 году, и перед сегодняшнего дня он не сходит со сцены Театра сатиры, став символом детского репертуара и одной изо самых старых детских постановок в стране.

Почти вековой, но молодой

В 2012 году Кабуки сатиры наряду с «Современником», театром Маяковского и музыкальным театром имени Станиславского принял деятельность в проекте «Золотая коллекция спектаклей» — записи постановок выкладывали на YouTube-канал. Через три года Сатира была признана одним из самых посещаемых московских театров: залы заполнялись практически на 90%, количество зрителей превысило 2,5 миллиона.

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *