Select your Top Menu from wp menus

Ни мужа, ни детей, ни кино. Как закатилась звезда актрисы из фильма «Цыган»

Спилaсь, ушлa в мoнaстырь, нищeнствуeт, бoмжуeт… Чeгo тoлькo нe писaли o Мaтлюбe Aлимoвoй, сыгрaвшeй Нaстю в фильмax «Цыгaн» и «Вoзврaщeниe Будулaя»!

Мaтлюбa Aлимoвa в фильмe «Цыгaн» (1979). © /

Кaдр изо фильмa

За развитием отношений Клавдии и Будулая – Клары Лучко и Михая Волонтира – с придыханием наблюдала вся страна. Ну как же: донская станичница влюбилась в цыгана! На страстном мелодраматическом фоне могли затеряться даже если звезды советского экрана — Майя Булгакова, Нина Русланова, Ванюра Рыжов, Владимир Заманский. Не говоря полоз о начинающих актерах… 

Главный чавела советского кино. Верный романтик Михай Волонтир

Впрочем талант режиссера Александра Бланка (за 25 планирование он и снял-то всего 9 фильмов, между которых самые яркие — два мини-сериала о судьбе Будулая) дал в совершенной мере раскрыться всем участникам киноэпопеи. Яркой красавице с выразительными тускло-зелеными глазами и точеной фигурой Матлюбе Алимовой – исполнительнице роли цыганки Насти – тем более. Природные внешние данные и уроки учителя Алексея Баталова в ВГИКе добавили ей сразу столько очков, будто цыгане всего Советского Союза признали актрису собственной. Издалека увидев Матлюбу, тут же подходили, заговаривали для цыганском языке. И очень удивлялись, что возлюбленная не понимает. А Алимова даже узбекского не знает, даже если по папе – узбечка, родилась и выросла в Андижане.

«Ну, твоя милость хоть переспала с Высоцким?» 

Верности ради, «Цыган» не был первой работой Матлюбы Алимовой. В последствии окончания института выпускницу сначала пригласил в «Небольшие трагедии» Михаил Швейцер – в трехсерийном фильме к крупному юбилею Пушкина снимался весь цвет отечественного кинематографа, последнюю образ сыграл Владимир Высоцкий. И такие страсти у Лауры и дона Гуана кипели в площадке, что странно было бы не подозревать коллег в служебном романе. Матлюба называла Высоцкого нате «ты», хотя для большинства некто был исключительно «Владимиром Семеновичем». А полоз когда актер пригласил дебютантку на личный концерт и заехал за ней на «Мерседесе», сомнений элементарно ни у кого не осталось. Сама Матлюба о слухах узнала позднее. И сильно разочаровала тех, кто, без стеснения узнавал: «Ну, ты с ним хоть переспала?..» В работе они были возьми равных, никакого снобизма дебютантка в звезде не увидела. И про нее он так и остался большой планетой соответственно имени Высоцкий. Теплой. И недосягаемой. 

Матлюба Алимова в фильме «Небольшие трагедии» (1979)

Муж оказался ревнивцем, деспотом

Собственная жизнь Матлюбы поначалу была такой же яркой, якобы начало ее карьеры в кино. Во ВГИКе возлюбленная встретила Мурата Ахметова с режиссерского курса. Годок длился конфетно-букетный период — парень едва ли не пылинки сдувал с любимой. Был ласковым, заботливым. Лучшего мужа не найти, размышляла Матлюба. Но уже в день свадьбы усомнилась. И с большим трудом выдержала три года семейной жизни, в коей было и битье посуды, и вскрытие вен благоверным… До сих пор общежитие ВГИКа следило за отношениями полуузбечки и полуказаха. Желанная цель оказался не просто чудовищным ревнивцем – в бетонном столбе был в силах увидеть соперника, но  настоящим деспотом, какой-никакой замучил жену беспричинными подозрениями и скандалами… «А я после натуре верная и преданная. До неприличия. Хоть мысли дурной не допускала», — словно оправдывалась потом Матлюба. 

Матлюба Алимова в фильме «В стремнине бешеной реки» (1980)

Важнейший – студенческий – брак оказался интересах нее и последним. Нет, разумеется, у эффектной девушки были еще отношения с мужчинами, и даже длительные. Но возвышение загса актриса больше не переступала. И детей ни через одного из партнеров так и не родила. Некоторое количество абортов, сильное охлаждение на съемках сделали свое черное круг обязанностей…

Да и с карьерой после саги о Будулае не заладилось. 2 фильма по четыре серии, растянувшиеся держи несколько лет, конечно, позволили Алимовой насладиться славой. Была симпатия такая, что многим, как говорится, «…и не снилось». 

А затем грянули 1990-е. И Матлюба просто исчезла с экранов. Иногда поступали невнятные предложения, что-то аж выходило в свет. Но… И картины промежду «Цыганом» и «Возвращением Будулая», и работы в последствии – все меркло в тени цыганки. Продолжительное время зрители даже звали актрису Настей. Задаром, что еще трижды Матлюбе пришлось сразиться в кино… цыганок. Ох уж сии режиссерские стереотипы!

Маленькая «однушка» и огромная вера

Не зная узбекского, какое-так время Алимова пыталась работать на местной киностудии в Ташкенте. Затем бросила все – рванула в Москву, к сестре (другая с матерью обосновалась в Твери). В надежде возвратиться в настоящее кино. Но с работой не вышло. Верно и от сестры пришлось съехать. Матлюба жила у племянника, в келье близ храме – в состоянии страшной депрессии инженю окрестилась. Православная вера и спасла от безрассудные поступков. 

Вернувшись в Ташкент, Матлюба нечаянно нашла себя в реставрации старинных сюзане. Но мыслей о цирк никогда не оставляла. Однажды даже приехала получи и распишись российский кинофестиваль, с ностальгией вспоминала былое. Но ничего больше обнадеживающего, чем крошечная роль татарки-служанки в «Тарасе Бульбе» Владимира Бортко, у актрисы в последние годы не приключилось. Да и тот больше ее в свои картины не приглашал.

Егда-то у Матлюбы Алимовой была страстная слабость (к чему), всесоюзная слава, блестящие перспективы. Сегодня — всего-навсего маленькая «однушка» в Ташкенте. И огромная вера. Она очень хочет сниматься в неплохом кино. И… жить в России.

Матлюба Алимова. 2000 година. Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман

Related posts

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *