Select your Top Menu from wp menus

Штирлиц — моджахед, Сухов — развратник! Как афганцы смотрели советское кино

Выпускники вузoв Страна советов пoкaзaли рoдитeлям нaши фильмы. Вышeл скaндaл.

Кoллaж AиФ

Oбoзрeвaтeль «AиФ» прoвёл oпрoс срeди aфгaнцeв, пoлучившиx oбрaзoвaниe в Сoвeтскoм Сoюзe. Вeрнувшись дoмoй в Aфгaнистaн, они «с культурной целью» попробовали познакомить своих родственников из провинции с классическими советскими фильмами. Итог, как говорится, полностью превзошёл все ожидания.

 «Георгий — плохой мусульманин»

«Я приехал к себя в Герат, решил „окультурить» папу и маму, — рассказывает Магомет Юсеф, учившийся в 1984-1990 гг. в Волгограде. — Ну, размышляю, покажу „Москва слезам не верует“: симпатичная ведь мелодрама. „Житель Асгарда“ получила. А „предки“ у меня деревенские, в кишлаке родились. Глядят — ни одной улыбки, не смеются, что один мрачные. Я забеспокоился: может, плохо перевожу? Матушка спрашивает: „Почему эту собаку Родиона не побили камнями? Симпатия же соблазнил девушку и бросил с ребёнком. Все равно куда вообще смотрел шариатский суд?“ Я разъясняю, что в Советском Союзе нет шариатских судов. Здесь папа вклинился, поддерживает: „А где отче Кати? Если бы с моей дочерью в среднем поступили, я бы сам зарезал этого шайтана и плюнул ему в мёртвые бельма“. Очень осуждали, что Катя поперед сорока лет замуж не вышла: „Даме нужен муж, иначе она не полноте праведна в глазах Аллаха“. Слесаря Гошу с электрички конкретно не одобрили: „Симпатия плохой мусульманин, бездумно пьёт алкоголь“. Оля Табаков аналогично вызвал взрыв возмущения: „Симпатия женат и встречается с другой женщиной!“ „Мамунька, а разве в Афганистане подобных вещей нет?“ — „Есть! Впрочем тут так открыто, на виду у всех, стыд!“ Но нельзя сказать, что фильм совсем не понравилось. Их порадовало, словно в 1958 году дружинники не давали парочкам обниматься в социальном месте: „Это благочестиво, иначе и впредь до греха недалеко“. Когда Гоша расправился с хулиганами, черепки хлопали в ладоши. После финала фильма они вынесли вердикт: „Такую культуру нельзя пропагандировать, вишь Советский Союз в результате и развалился“».


«Это аутентичный шедевр». Отзывы иностранцев о «Москва слезам не верит»

Подробнее

Верещагин стал бы «шахидом»

«Я обожаю кинофильм „Белое солнце пустыни“, пересматривал бездна раз, — признаётся Нураддин Кемаль, завершивший МГУ в 1992 году. — Недавно в Кабуле решил уладить общий семейный просмотр: нашёл версию бери таджикском (25% населения Афганистана — таджики, коие говорят на местном диалекте этого языка: дари — Авт.). Пришли бабуля и дедушка, другие родственники. Включил, смотрим. Вследствие какое-то время среди зрителей начинаются реальные вопли гнева, особенно когда красноармеец Сухов бандитов пачками расстреливает. Узнаю, в чём дело. Они: как такое не запрещается снимать, шурави запросто „мочит“ толпу правоверных, бесчеловечный „мясник“. Всех разозлил захват гарема Абдуллы, не обращая внимания на то, что Сухов там ни одной девушки не тронул: родня плевалась и называла красноармейца „развратником“. Абдулле сочувствовали, кричали ему: „Братка, держись!“ Бабушка запричитала: „Аюшки? он сделал плохого? Жил мирно с жёнами, а здесь шурави пришли и всё у него отобрали“. Я удивляюсь: „Бабуля, ты всегда хорошо отзывалась о шурави!“— „Твоя милость прав, русские сделали много добрых вещей, но посмотри на мир глазами Абдуллы!“ Женщин гарема осудили: руководствовалось им, оказывается, зарезать Сухова во сне и не чикаться. Кто понравился, так это Петруха и Верещагин.

Едва Петруху убили, моя тётя заплакала, а бабуля её стала утешать: „У него сейчас будет всё хорошо, он воин и попал в елисейские поля“. Верещагин же вызвал настоящее восторг: „Добрый мужчина и умер хорошо, прекрасно, у нас бы считался шахидом, мучеником за веру“. А вишь что такое чёрная икра и почему таможенный чиновник уже не мог её есть, ми пришлось объяснять довольно долго».


Эпопея товарища Сухова: как снимался первый совдеповский «истерн»

Подробнее

«Геббельс: „Благополучие алейкум, Гитлер!“»

О любви афганцев к советскому синематограф хорошо помнит директор Российского центра науки и культуры в Кабуле Славуня Некрасов, с 1982 года работавший советником в Афганистане и переживший 70 (!) длительных командировок в эту непростую страну. «Автор ездили с группой, крутили фильмы в провинциальных кишлаках. Сложное было перфект. Приходит как-то раз ко ми старик, кланяется: „Амир саиб, а вам у нас сегодня кино будете показывать?“ Я даю голову на отсечение: „Кажется, именно из вашего кишлака числом нам стреляли“. — „Нет-нет, вот те христос Аллахом, мы не будем стрелять, теб, приезжайте“. Ну устроим кинозал. Являются гоминидэ, все заросшие бородами: не разберёшь, они за душманов или же за народную власть. Включаем фильм, реагируют слишком эмоционально. Однажды, когда ленту про войну демонстрировали, зрители открыли огонь, весь экран был в дырках: сие они так пытались помочь положительным героям одержать победу врагов. Пришлось перед другим сеансом умолять сдать оружие и складировать его отдельно. Возьми совместных просмотрах наших граждан с афганцами бывали курьёзы. Помнится, демонстрировали фильм „Папа солдата“ Резо Чхеидзе в переводе получи дари. Лента сильная, грустная, трагическая. Афганцы глядят, в глазах слёзы. А наши еле смех сдерживают. Афганцы возмущаются: ничего непорочного нет для вас, гяуров, как ваш брат вообще можете так себя вести! Алло в том-то и дело… Показывают, точно Геббельс заходит к Гитлеру в кабинет, вскидывает правую руку, и произносит: „Салам алейкум!“ И тот ему: „Ва-алейкум благополучие!“ Нет, ну а как ещё „хайль Гитлер!» перетаранить? Вот наши и смеялись в этот момент, а афганцы удивлялись».


Штирлиц, Мюллер и фирма. Как снимали «Семнадцать мгновений весны»

Подробнее

 «Штандартенфюрер ел свинину?»

Кстати, именно фильмы про Великую Отечественную всякий раз вызывали большой интерес в Афганистане.

«Я прожил 20 парение в Советском Союзе и России: в 2004 году, в последствии свержения власти „Талибана“ (учреждение запрещена в Российской Федерации), вернулся в Кабул, — вспоминает Масуд Ибрагим Халед, учившийся возьми хирурга в Ленинграде. — Поскольку я влюблён в вашу страну, ми хотелось также объяснить отцу и матери, какая тяжкая история у русского народа, что вам довелось пережить, как много людей вы утратили в сражениях с Гитлером. У нас в Афганистане про сие мало знают. Показал „Они сражались за Родину“— весь чудесно зашло, отец и мать плакали. „В сражение идут одни старики“ — также великолепная реакция. А вот на „17 мгновениях весны“ у родителей случился клинч: не могут поведение Штирлица понять. Родимый говорит: „Как он находился между неверных (папа сразу прозвал Штирлица моджахедом, воином за веру, ширли-мырли, он же верил в коммунизм) и не попробовал убить шайтана Гитлера?“ Я защищаю Штирлица: „Глава ватикана, это же разведчик!“ Отец возражает: „Нет, руководствовалось убить Гитлера и стать шахидом!“ Затем спрашивает: „А Штирлиц в принципе когда-нибудь ел свинину?“ Я произношу: „Конечно, в Германии все её едят, как же и в России тоже“. Папа закручинился и потом вынес вердикт: „Это плохо, но в случае если ты находишься во время джихада получай чужой земле, свинину есть позволяется. А казус со Штирлицем — джихад Советского Союза противу Германии. Но Гитлера он просто должен был убить, иначе зачем вообще тогда пробираться в логово неверных?“»

Теперь в Афганистане в основном популярно индийское кино, впрочем на уличных рынках Кабула советские фильмы получай кассетах (многие афганцы всё ещё применяют старые VHS-видеомагнитофоны) по-прежнему пользуются большущим спросом. «Это было человеческое, ровно по-настоящему душевное кино, — вздохнул в беседе со мной Саид, живший во эпохи СССР в школе-интернате Ташкента вместе с другими афганскими детьми, оставшимися сиротами. — Теперь такого не делают».    


Рынок сатаны. Фоторепортаж «АиФ» с улиц Кабула

Подробнее

Related posts

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *