Select your Top Menu from wp menus

Король спецэффекта. Чему наш Роу их Спилберга научил

45 лeт нaзaд, 28 дeкaбря 1973 г., ушёл изо жизни чeлoвeк, бeз кoтoрoгo нaшe дeтствo былo бы тусклым, блёклым и нeинтeрeсным. Звaли eгo Aлeксaндр Aртурoвич Рoу.

Сoвeтский кинoрeжиссeр Аля Роу. 1955 г. © /

В. Козлов

/ РИА Новости

Говоря об этом режиссёре, нельзя удержаться от одной аналогии. Вадя Даль пишет «Словарь живого великорусского языка». Шура Роу снимает самые русские фильмы. Центральный — сын датчанина и немки, другой — сын ирландца и гречанки. Но что один становятся не просто русскими, а русскими эталонами. И и тот и другой приходят к этому, очарованные русскими сказками. Глазом не окинуть записывает и обрабатывает «Курочку Рябу» и «Снегурочку», а Роу устанавливает инструмент русской киносказки. Многие уверены, что постоянно старые фильмы-сказки начинаются стандартно: раскрывается резное окошко, и бабуля-сказительница выдаёт классическое «В кое-каком царстве…». А ведь в такой мере начинаются только фильмы Роу. Да и в таком случае лишь 4 из 14 его сказок. Но каковой эффект! Который стократно усилится, если сведения) о чем, кем была эта самая «бабуля в окошке».

Баба-яга «Морозко» спасла. Чисто снимали легендарный фильм

Душа ребёнка

Настуся Зуева — ученица Станиславского, одна изо ярчайших актрис МХАТа, женщина, коей Борис Пастернак посвящал стихи, а здесь мизерная роль в детском кино. Но возлюбленная соглашается, и с большой радостью — так было обаяние Александра Роу.

Мало кто именно мог понять, как этому режиссёру удаётся навести погреб сказочный видеоряд настолько живым и правдоподобным. Кое-что-что заметила Инна Чурикова, Марфушенька-душенька с фильма «Морозко» — самого новогоднего изо всего, снятого им: «У Роу была человек ребёнка, и на его съёмках до сего времени было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные выкрутасы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но данный сказочный мир тщательно выстраивал сам постановщик».

Фото в перерыве съемок фильма "Вечера нате хуторе близ Диканьки" в Кировске, в 1961 году. В центре порнограф Александр Роу. pic.twitter.com/9b83AOlS2S

— Романов-на-Мурмане (@Arctica51) 1 сентября 2018 г.

Технические приёмы — за гранью

Наши фильмы иногда оценивают странно — дескать, актёрская труд(ы) на высоте, а вот спецэффекты проседают, забывая, почто долгое время именно отечественный кинематограф был безусловным лидером по части спецэффектов. И в этом немалая подвиг Александра Роу — режиссёра, тот или другой не боялся экспериментов. Вот какими судьбами писала по поводу его сказки «Скупой Бессмертный» итальянская газета «Оссерваторе Романо» в 1945 г.: «Воистину чудесный фильм, чудесный и интересный с кинематографической точки зрения. С технической стороны — сие исключительно зрелищное кино».

Не дядя, а Баба Яга. Как Милляр Раневскую переиграл

Добавим — ещё и исключительно сложное. Скажем, во всех фильмах Роу фигурируют животные. Нет-нет да и он только начинал карьеру сказочника, доброхоты рекомендовали: «Пустое дело, замени их куклами». Но аж в первой своей работе, «За щучьему веленью», Роу снимал живую щуку и достиг того, что она вполне убедительно «говорила». Далее шло по нарастающей. Зайцы, колотящие лапками сообразно пню, танцующие медведи, свиньи, запряжённые тройкой, орлы и коты, ведущие себя больше чем разумно, — дрессировщик Геша Алексеев сбивался с ног, но Роу достигал полного правдоподобия. И добился. Не станем забывать и про самоходную печку, и насчет Змея Горыныча в 5 м высотой и 11 м длиной, и оборона то, что лошади Кащея (весьма живой) приходилось завязывать глаза — штукатурка Георгия Милляра был настолько устрашающ, как животное шарахалось и лягалось. По тем временам сие было сравнимо как минимум с работой Питера Джексона, режиссёра «Властелина колец», и производило воистину сказочное впечатление.

Александр Роу и Георгий Милляр (Бабёшка-Яга) на съёмках фильма "Варварка Краса Длинная коса". СССР. 1968 г. pic.twitter.com/I2I1pxS0j5

— Советское государство (@USSR_Is_We) 5 августа 2018 г.

Да и началась описание Александра Роу почти сказочным образом. Ветряк у нас связана с мистикой и потусторонним, а его отчим, ирландец Артур Говард Роу, прибыл в античный город Юрьевец как раз налаживать мукомольное выпуск. Встретил гречанку Юлию Карагеоргий. Родился у них сынок. А когда исполнилось ему 10 парение, отец уехал восвояси. Семью планировал забрать, но (то) есть-то не сложилось. Может, оно и к лучшему? Что такое? бы мы тогда делали помимо того же «Морозко» в новогодние праздники?

Нажимите на увеличения

Related posts

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *